Мастер-класс для воспитателей

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

                                                                       

2334792_дети-земле-завода-дерево-небе-девушки.jpg

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                     

                                                                        Природа становится могучим

                                                                        источником воспитания лишь тогда,

                                                                        когда человек познает ее, проникает 

                                                                       \  мыслью в причинно-следственные связи.  

                                                                                           В.А. Сухомлинский

 

Цель: Распространение и передача педагогического опыта по  

        формированию экологической культуры дошкольников.

Задачи:

  • Повысить  уровень профессиональной компетентности воспитателей  в вопросах формирования экологической культуры детей.
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на практическое использование полученные знаний в организации работы с детьми.

Демонстрационный материал: карта-схема экологической тропы,

паспорта отдельных точек, картотека дидактических игр, пособия «Поисково-исследовательская деятельность», «Использование элементов ТРИЗ в ознакомлении детей с природой», проекты «Наша березка», «Зеленый уголок», «Удивительный космос».

        План выступления:

1.Актуальность темы.

2.Цели и задачи по формированию экологической культуры детей

   дошкольного возраста.

3.Средства и формы работы.

4.Анализ работы и результаты.

5.Планируемые перспективы работы.

 

Ход выступления

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у дошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры.

Главная цель экологического воспитания – это формирование нравственности, духовности, интеллекта, формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.

 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений

   (интеллектуальное развитие); 
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту

  природы, восхититься ею, желания сохранить её);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

  животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по   уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

 

Мною определены следующие задачи:

  1. Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам.
  2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе).
  3. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  4. Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
  5. Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
  6. Воспитание элементарных норм  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
  7. Формирование элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
  8. Формирование понятий о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  9. Формирование понятий о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

 

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

  • Комплекс познавательных интегрированных занятий.
  • Разработан перспективный план работы НОД с детьми всех возрастных групп.
  • Разработан перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
  • Оформлены уголок природы и уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, на территории детского сада оформлены клумбы газоны, огород, фрагменты разных природных экосистем (первые весенние цветы, лекарственные растения),где проводятся систематические наблюдения, организуется трудовая деятельность детей.
  • Создана картотека  экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе,  презентаций.
  • Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедий.

 

        Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.  Именно в игровой деятельности формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. В своей практике я использую дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-ребусы, игры-медитации, импровизации. Также мне очень нравится такой игровой прием, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода и др. Игры экологического содержания были систематизированы, оформлена картотека, что позволяет эффективно использовать их, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках размещается материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, игрушки животных, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды, овощи, фрукты, цветы, камни, семена) которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Одна из любимых игр - игра «Природные человечки». Для её проведения понадобится разнообразный природный материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п. Детям предлагаем выложить на полу или на столе человечка из любого природного материала.  Его части тела можно соединить при помощи пластилина.  Вариант задания: использовать только один вид плодов (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее можно, применяя методы эмпатии, провести беседу: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо?  Как вы думаете, что ему нравится? (не нравится) в людях?  Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку».

 

        Важным источником знаний о природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Я разработала перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы. С самого начала года мы с детьми ведем постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных и т.д) Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Параллельно  ведется работа с народным календарем – очень заинтересовали детей народные приметы. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы.

        Особое внимание уделяется развитию у детей эмоциональных чувств, связанных с потребностью в благополучии другого живого существа. Для возникновения сочуствия и  обогащения  опыта взаимодействия детей с другими объектами природы, учу  их становиться на место другого. Эффективным приемом, который использую  во время наблюдений за объектами природы, является упражнение-рефлексия: «Почему загрустила синичка?», «Сны березы зимой»,  «О чем мечтает подснежник  весной?»

На территории детского сада создана экологическая тропа. Составлена карта-схема тропы, на которой отражены все её объекты, оформлен  «Паспорт экологической тропы» с описанием её точек  природных объектов и речевым материалом к ним, разработан цикл занятий по каждой её точке. Для повышения интереса к занятиям совместно с детьми был выбран «хозяина тропинки». Им назначили сороку Варю, которая живёт у нас в саду и часто прилетает на рябину у нашего окна. Она периодически посылает детям письма-задания.

Создавая тропинку, мы старались использовать как можно больше  интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас нашёлся старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков. небольшая полянка с лекарственными растениями: мать и мачеха, лопух, мята, мелисса, ромашка аптечная и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают.

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки объектов.

При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательный интерес, мышление, речь, память.

Экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. Но самое главное самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Демонстрация карты-схемы экологической тропы и паспорта отдельных точек.

        Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую опытно – исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.  Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, в НОД, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде. Создала уголок экспериментирования и разработала картотеку опытов для детей среднего и старшего возраста. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.  Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Демонстрация картотеки опытно-исследовательской деятельности.

 

      При реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников использую инновационные идеи: ТРИЗ технологии, проектную деятельность, графическое моделирование,  детское экспериментирование.

      Нет надобности, доказывать, что дошкольники фантазеры и особую роль в их развитии отводиться развитию воображения. Меня интересуют методы ТРИЗ, потому что они стимулируют  творческую активность детей; позволяют активизировать мыслительную деятельность и познавательные способности. Использую такие методы активизации мышления: как морфологический анализ, метод синектики, метод фокальных объектов, метод проб и ошибок, разрешения противоречий использования ресурсов, а также различные приемы фантазирования.

       Приемы фантазирования: «Если бы я был волшебником?», «Чего на свете не бывает?», «А что было бы, если бы не было  птиц (насекомых, деревьев, цветов…)?»,  «Кто кем был?».

        Метод разрешения противоречий: ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы противоречие ушло?», игра «Хорошо – плохо»,  «Наоборот» «Пересади кактусы». Ребенок учится находить нужные решения поставленной задачи через выявление и формирование противоречий.

             В работе использую цикл занятий  по ознакомлению с окружающим

А.М. Страунинг

    Демонстрация пособия «Использование элементов ТРИЗ в ознакомлении детей с природой»

         Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности, которая делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов. становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Мною разработаны  и внедрены экологические  проекты «Наша березка», «Зеленый уголок», «Удивительный космос».

       Демонстрация проектов   «Наша березка», «Зеленый уголок»,

«Удивительный космос».

 

      Очень тесно веду  работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей я  использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Для родителей проводились консультации: «Экологическое воспитание детей в семье», «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Птицы уголка природы дома и в детском саду». Большую помощь оказали родители в оформлении книжек – малышек: «Мои любимые овощи и фрукты», «Мое любимое дерево», «Гости на моей кормушке», «Мои домашние питомцы». Делали скворечники и кормушки для птиц, помогали в озеленении клумб.

       

       Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, дала определенные положительные результаты:

  • у детей проявился стойкий  интерес к ярким явлениям природы;
  • развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
  • дети научились  легко устанавливать простейшие причинно - следственные связи;
  • стали очень бережно относятся к природе, овладели основными нормами поведения в природе;
  • с радостью ухаживают за растениями
  • с любовью относятся к птицам и животным.
  • при взаимодействии с родителями проявилась активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах, экскурсиях, посещение музеев), желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми.

В перспективе  я планирую продолжить работу по формированию экологической культуры  у детей. Для более глубокого изучения выбрала проблему  опытно-исследовательской деятельности  детей.

 

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!